ПУБЛИКАЦИИ

COVID-19: правовые последствия ЧС

Данная статья Павла Индинка и Александра Печерина была опубликована 23 апреля 2020 года в одном из юридических блогов.

Все более популярной становится идея, что введение режима чрезвычайной ситуации (ЧС) принесет значительную выгоду и гражданам, и предпринимателям. В поддержку данной идеи звучат разные доводы. Например, что режим ЧС освобождает от кредитов и оплаты услуг ЖКХ, позволяет не платить арендную плату и налоги. Мы изучили данный вопрос. В тексте также размещены сведения об уже известных случаях введения режима ЧС в связи с распространением коронавирусной инфекции на отдельных территориях РФ.

Кратко

1. ЧС — это опасная обстановка, которая сложилась в результате негативного события (например, распространения заболевания) и может привести (либо уже привела) к жертвам, ущербу и нарушению нормального порядка жизни.

2. Режим Ч С (в упрощенном виде) — это обобщающий формальный термин для совокупности действий, которые реализует государство в целях борьбы с ЧС, в том числе с ее последствиями. Не более. При этом вовсе не обязательно, что режим ЧС будет введен на всей территории Российской Федерации. Уже есть примеры введения режима ЧС на отдельных территориях.

3. Введение режима ЧС может быть признано «форс-мажором» в отдельных ситуациях, но не является автоматическим форс-мажором для всех граждан или предпринимателей.

4. Режим Ч С не обуславливает автоматическое полное прекращение обязанностей граждан погашать кредиты, платить за ЖКХ, осуществлять иные платежи, а равно исполнять заключенные договоры. Такое же правило действует для предпринимателей, которые обязаны, по общему правилу, оплачивать поставки товара, платить аренду, исполнять иные обязательства по заключенным договорам.

5. Режим Ч С не уменьшает размер долгов и не приводит к их прощению, но может привести к уменьшению сумм штрафов, пени, неустоек, начисленных за просрочку какого-либо платежа. Может привести, но не приводит обязательно. Каждый случай индивидуален и может быть урегулирован либо по взаимному согласию сторон (например, по соглашению между заемщиком и банком), либо судом.

6. Введение режима ЧС не обуславливает автоматическое прекращение (расторжение) договоров, но может привести к изменению либо расторжению договора из-за существенного изменения обстоятельств (термин из ГК РФ). Вопрос об изменении/расторжении будет рассматриваться судом.

7. Введение режима ЧС может стать причиной изменения положения работников, в том числе в сторону ухудшения. Трудовое законодательство даже допускает возможность прекращения трудовых отношений.

Подробно

1. Базовые термины и основные положения

Необходимо выполнить 3 последовательных действия, чтобы определить, что такое «режим ЧС» с точки зрения закона, а также понять базовые характеристики такого режима.

Во-первых, нужно понять, что такое «чрезвычайная ситуация». Значение данного термина определено в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Во-вторых, нужно обратиться еще к одному термину, значение которого дано в упомянутом законе, — к термину «режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»:

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В-третьих, нужно обратиться к содержанию пункта 6 статьи 4.1 упомянутого ранее Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, в котором сказано следующее:

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

1. ЧС — это опасная обстановка, которая возникла в результате какого-то негативного события (авария, распространение заболевания). Ее опасность в том, что она либо уже привела, либо может привести к жертвам, ущербу и нарушению обычного течения жизни.

2. Режим Ч С — это порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также мероприятия, которые выполняются указанными органами управления и силами государственной системы при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

3. С точки зрения терминологии режим повышенной готовности отличается от режима ЧС только тем, что режим повышенной готовности вводится при угрозе возникновения ЧС, а режим ЧС — уже после возникновения ЧС (когда угроза материализовалась), а также при ликвидации последствий ЧС.

2. Влияние режима ЧС на обязательства, договоры, сделки

Известна точка зрения, согласно которой все, что происходит в связи с распространением коронавирусной инфекции (и сама инфекция, и ограничительные меры) является «форс-мажором», а потому никакие обязательства исполнять не нужно. Это не совсем верно. Действительно, указанные обстоятельства могут быть квалифицированы как форс-мажор, но не во всех случаях.

Во-первых, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) не содержит термина «форс-мажор», вместо этого используются близкие, но не тождественные термины «непреодолимая сила» и «обстоятельство непреодолимой силы». Ключевая статья ГК РФ для этого случая — статья 401 ГК РФ. Мы будем использовать термин «форс-мажор» исключительно для удобства.

Во-вторых, не бывает какого-то единого и всеобъемлющего форс-мажора, который наступает одномоментно для всех. Даже если указом мэра/губернатора однозначно установлено, что какое-то явление является обстоятельством непреодолимой силы. Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном 21 апреля 2020 года, сформулировал следующее разъяснение:

«…признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т. д.)»

В-третьих, форс-мажор является, как правило, основанием для освобождения от ответственности за нарушение обязательства, а не основанием для освобождения от обязательства.

Простой пример: необходимо уплатить арендную плату в размере 100 рублей до 10 числа, за просрочку штраф в размере 5 рублей. Наступил форс-мажор, который помешал уплатить арендную плату в срок. Если суд придет к выводу, что уплате действительно помешал форс-мажор, то арендатор будет освобожден от штрафа в размере 5 рублей, но долг по арендной плате в размере 100 рублей у него останется. Потому что штраф — это ответственность за нарушение обязательства. А уплата арендной оплаты — это само обязательство.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации:
«…наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали».

В-четвертых, в российском праве отсутствует какое-либо обязательное юридическое правило, согласно которому введение режима ЧС приводит к автоматическому расторжению договора либо изменению его условий. Тем более если речь идет вообще обо всех договорах (нам ранее встречались публикации отдельных пользователей, которые высказывали мнение, что при введении режима ЧС все кредитные договоры прекратятся, а возвращать долги банкам будет государство. Это огромное заблуждение!). Также отсутствует правило, что наступление какого-либо иного форс-мажора (иного обстоятельства непреодолимой силы) приводит к аналогичному результату.

Расторжение (прекращение действия) договоров из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции регулируется, главным образом, положениями статьи 451 ГК РФ, которая допускает изменение либо расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. При этом такое изменение либо расторжение будет осуществляться в судебном порядке, и суд будет оценивать все обстоятельства, основываясь на доводах и доказательствах сторон (поэтому возможен любой исход, принимая во внимание состязательный характер судебного разбирательства).

Позиция Верховного Суда Российской Федерации:
«Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях».

В-пятых, отдельные обязательства все же могут прекратиться на основании статьи 417 ГК РФ, пунктом 1 которой установлено следующее: «Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части».

Некоторые коллеги высказывались о том, что в качестве примера ситуации, когда эта норма может работать, допустимо рассматривать организацию массового мероприятия в апреле 2020 года. В этот период проведение таких мероприятий прямо запрещено актами ограничительного характера во многих субъектах РФ. Соответственно, у организатора мероприятия обязательство по его проведению, скорее всего, прекратится полностью, а не будет перенесено на иной срок.

В-шестых, Верховный Суд Российской Федерации в ранее названном Обзоре упомянул введение режима повышенной готовности и режима чрезвычайной ситуации в одном ряду, поэтому вряд ли данные режимы будут по-разному влиять на применение всех правил, указанных выше:

«Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства». (прим. — выделено нами)

3. Трудовые права

Во-первых, в силу статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе при наступлении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7, часть 1).

Вряд ли Правительство Р Ф, а равно какие-то региональные органы власти допустят включение в тексты своих актов условий, которые станут прямым поводом для прекращения трудовых договоров. Такое решение не будет соответствовать социально-политическому аспекту государственной политики. Однако с точки зрения ТК РФ потенциальная возможность такого сценария, негативного для работников, имеется.

Стоит отметить, что при введении режима повышенной готовности трудовые договоры не могут считаться прекращенными по указанному основанию, так как режим повышенной готовности предполагает, что ЧС еще не наступила.

Во-вторых, в силу части 2 статьи 72.2 ТК РФ в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.

Вывод: объем правовых последствий, ожидаемый от введения режима ЧС, является преувеличенным. Гораздо более значимые последствия наступают от специального регулирования, посвященного отдельным вопросам, например, вопросам предоставления отсрочки по аренде.

P. S. примеры введения режима ЧС в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции: 1) город Элиста, Калмыкия, 2) город Абакан, Хакасия. Информация может устареть, рекомендуем проверять сохранение введенного режима. Список не является исчерпывающим.